Пейзаж, портрет, натюрморт

Как снимать ночью


Ночная съемка довольно трудна, но дает эффектные результаты. Основная сложность — правильный выбор выдержки. Недостаточное освещение требует использования штатива. Все усугубляется еще тем, что для правильной передачи пространства нужно диафрагмировать объектив. Правда, многие стараются снимать с открытой диафрагмой, чтобы уменьшить выдержку. Но для сохранения резкости приходится фотографировать с бесконечности. Поэтому чаще всего мы видим общеплановые снимки.

Следует также учесть, что диафрагмирование увеличивает рефлексы от источников света, попавших в кадр.

Хорошие результаты можно получить, снимая в сумерки, как только зажигаются первые огни. В это время суток не требуется больших выдержек. Кроме того, рассеянный свет неба хорошо подсвечивает тени. Желательно, чтобы источник искусственного света попал в кадр. Это подчеркнет ночной характер снимка.

При ночной съемке проходящие люди не мешают. Но фары проезжающего транспорта дадут на снимке белые полосы. Иногда этим пользуются для получения соответствующего эффекта.

Для получения «моментальных» снимков с изображением людей надо выбирать освещенные участки улицы (фонари, витрины) и снимать на высокочувствительной пленке (250—400 ед. ГОСТа). Правда, и в этом случае придется мириться с тем, что отдельные участки негатива будут недостаточно экспонированы.

Очень живописны снимки при лунном свете Если луна в кадре, то не надо забывать, что она сравнительно быстро двигается па небосводу. Приблизительно за 2'Л минуты она проходит расстояние, равное ее собственному диаметру. Выдержку более 20 секунд давать не рекомендуется, иначе луна получится овальной.

Существуют разные способы съемки луны. Можно -снять отдельно с большой выдержкой пейзаж, а затем второй экспозицией снимают луну. Желательно при этом для съемки луны взять более длиннофокусный объектив, тогда она будет более крупной. Иногда фотографируют на разные негативы, а затем при печати их совмещают.

Наиболее подходящее состояние неба — полнолуние с медленно плывущими облаками.


Фейерверк, иллюминацию, салюты нужно снимать с короткой выдержкой. Если хотят получить на снимке и окружающие предметы, то можно, как и при съемке луны, применить двойную экспозицию.

При съемке молний ночью камеру на штативе устанавливают на бесконечность и открывают затвор. После вспышки молнии объектив закрывают. Если молния не попала в кадр, негатив надо сменить и продолжать «охоту».

Ночной эффект можно получить и при съемке днем, Если сфотографировать сюжет, ярко освещенный солнцем, а затем печатать по светам, то темные участки запечатаются почти до «провала». При этом создается впечатление лунного освещения. Второй способ — фотографировать на изопанхроматической пленке с плотным красным светофильтром.

При проявлении негативного материала, снятого ночью, рекомендуется пользоваться выравнивающим проявителем. Но такое проявление требует нормальной выдержки и даже передержки. Поэтому при моментальных снимках ночных сюжетов, когда возможны недодержки, полезнее пользоваться более энергичным проявителем.


Содержание раздела